ИЕРУСАЛИМ — один из древнейших городов на земле, средоточие святых мест
трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Древние пророки и мудрецы,
воспевавшие Иерусалим, называли его Святым городом, Прекрасным городом,
градом Бога, Золотым Иерусалимом. Происхождение названия города объясняют
по-разному, но наиболее распространенные толкования — это Ир-Шалом, т.
е. «Город мира», или Ир-Шалем — «Неделимый город».
Первые упоминания об Иерусалиме содержатся в древнеегипетских рукописях,
датируемых XIX в. до н. э. В Библии он называется Шалем, Сион, а затем
Ир-Давид (Город Давида) по имени царя Давида. В 1003 г. до н. э. царь Давид
превратил Иерусалим в столицу Израильского царства. Преемник Давида Соломон
закрепил за Иерусалимом статус священного и одновременно престольного города.
За обладание Святым городом на протяжении веков велась борьба между
государствами и народами. В 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор
захватил и разрушил Иерусалим. В 332 г. до н. э. Иудея и Иерусалим были
покорены Александром Македонским. В 323 г. до н. э. город был захвачен
и частично разрушен египетским царем Птолемеем, затем в 63 г. до н. э.
его взяли войска римлян под предводительством Помпея и превратили в административный
центр римского протектората. Иерусалим находился во власти византийского
императора Константина, им правили персы, арабы, был он столицей Иерусалимского
королевства крестоносцев, принадлежал египетскому султану Салах-ад-Дину
(Саладину), входил в состав Османской империи, здесь размещалась британская
гражданская администрация Палестины. Иерусалим сегодня — местопребывание
парламента и правительства Израиля.
Старый город — средоточие памятников, имеющих мировое значение. Старый
Иерусалим окружен стенами, предстающими сегодня во всем своем великолепии,
расчищенными и восстановленными после многих веков запустения. Обзорная
тропа, пролегающая по гребню стен, позволяет полюбоваться панорамой Иерусалима
и его окрестностей. Городские стены имеют семь ворот, наиболее известные
из них — Яффские, откуда начиналась дорога на город-порт Яффу, Новые, которые
вели в Христианский квартал, Дамасские, или Шхемские, являвшиеся главным
входом в Мусульманский квартал и ведущие в Дамаск. Сионские ворота, или
Ворота Давида, расположены у горы Сион, где, по преданию, находится могила
царя Давида. Самые знаменитые Золотые ворота (их называют также Ворота
милосердия) вели на Храмовую гору; согласно библейской традиции, через
эти ворота въезжал в Иерусалим Иисус Христос.
Старый город подразделяется на четыре основных квартала: Еврейский,
Мусульманский, Армянский и Христианский.
Еврейский квартал, расположенный в юго-восточной части Старого города,
представляет собой настоящий лабиринт переплетающихся улочек и переулков,
застроенных домами своеобразной архитектуры. В ансамбль квартала органично
вписываются здания синагог, йешив — религиозных школ, кафе и магазинов.
Комплекс «четырех синагог» является центром еврейской общины и существует
с XVI в. Синагоги находятся в одном здании и представляют собой скромных
размеров молельни. Самые известные синагоги Иерусалима тоже расположены
в Еврейском квартале — это Рамбам, основанная в 1267 г., караимская синагога
XI в., Хурва (дословно — «руина»), построенная в XIX в.
Украшением Еврейского квартала является древняя улица Кардо. Ныне она
превращена в торговые ряды с многочисленными кафе и ресторанами.
В северо-восточной части Старого города находится Мусульманский квартал,
где расположен Харам-эл-Шериф (Священный двор) со знаменитыми мечетями
Омара и Аль-Акса. Всего на территории Мусульманского квартала более 20
мечетей. Значительная часть квартала превращена в торговый центр — Арабский
рынок, привлекающий многочисленных туристов своей живописной экзотикой
и низкими ценами.
Армянский квартал расположен в юго-западной части Старого города. Армяне-христиане
обосновались в Иерусалиме в IV в., спасаясь от преследований у себя на
родине. В квартале находится Армянская патриархия. Монастырь Масличного
дерева, называемый также монастырем Архангелов, построенный в V в., является
также музеем армянского искусства. Монастырь построен на месте дома первосвященника
Ханана (Анания), где первоначально был заточен Иисус. Церкви монастыря
располагают собранием древних рукописей, коллекцией культовых предметов
и манускриптов. Вблизи Армянского квартала находится древняя сирийская
православная церковь св. Марка, которая, согласно одной из версий, стоит
на месте здания, где происходила Тайная вечеря.
Христианский квартал, находящийся в северозападной части Старого города,
располагает множеством святынь. Главными являются храм Воскресения, или
Гроба Господня, Гефсиманский сад, Виз Долороза (Страстной путь).
Храм Гроба Господня — главная святыня христианского мира, воздвигнутая
в IV в. матерью византийского императора Константина царицей Еленой на
месте распятия Иисуса.
Одна из главных святынь в храме — камень Помазания, представляющий собой
продолговатую низкую плиту. На этот камень, облицованный сейчас мрамором,
было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения ароматическими
веществами перед погребением.
Голгофа разделена массивными колоннами на два нефа; один принадлежит
греко-православной, другой — римско-католической церкви. В православном
притворе блестят в свете свечей золотые лампады и оклады икон, у стены
стоит небольшой алтарь, под которым на полу помещен серебряный диск с отверстием
в середине. Он указывает место, где стоял крест, на котором был распят
Христос.
В католическом притворе стены и потолки украшены мозаичными картинами
на библейские темы. На одной из колонн, разделяющих два нефа, инкрустированное
драгоценными камнями изображение Девы Марии, на изготовление которого собирали
пожертвования во многих странах мира.
В центре храма, под главным куполом, расположена небольшая часовня,
в которой находится Гроб Господень.
К храму Гроба Господня подходит Виа Долороза (Страстной путь). Согласно
Евангелию, именно по этой дороге Иисус Христос проделал свой крестный путь
к Голгофе. 9 остановок напоминают о событиях, происходивших на этом пути.
Там, где Иисус был осужден на смерть Понтием Пилатом, сооружена крепость
Антония. Бичевание Иисуса отмечено францисканской капеллой Бичевания, за
ней следует капелла Осуждения. Здесь римский прокуратор Понтий Пилат творил
суд над Христом. Сегодня об этом напоминает часовня с мозаичными картинами,
рассказывающими о суде над Христом. А неподалеку от нее — католическая
церковь св. Анны, сооруженная в память о том доме, где Анна родила Деву
Марию. На месте, где, по преданию, св. Вероника вытерла кровавый пот с
лица Христа, построена часовня св. Вероники. Там, где Иисус произнес «не
плачьте обо мне, жены иерусалимские, но плачьте о себе и о детях ваших»,
находится греко-православный монастырь св. Харитония. Рядом — монастырь
Александра Невского, принадлежащий Русской православной зарубежной церкви.
По улице Царя Давида можно попасть на Храмовую гору — окруженный стеной
холм с выровненной вершиной. Согласно Библии, здесь, на горе Мориа, в древности
находился храм Соломона. Сотни тысяч паломников со всех концов света едут
в Иерусалим, чтобы посетить эту гору, единственное в мире место, почитаемое
и христианами, и иудеями, и мусульманами. Здесь Авраам собирался принести
в жертву своего сына Исаака, по этому холму шел Иисус Христос на Голгофу,
отсюда пророк Мухаммед вознесся на небо для бесед с Аллахом.
В те далекие времена, когда царь Давид сделал Иерусалим своей столицей,
плоская вершина горы стояла открытая всем ветрам. Там, где когда-то был
скромный жертвенник Авраама, царь Давид возвел новый. Сын Давида, Соломон,
приказал построить на горе Мориа храм. Строительство вели десятки тысяч
человек в течение семи лет. В храме Соломона хранился так называемый Ковчег
завета — особый ларец, в котором находились скрижали с десятью заповедями,
полученными Моисеем от бога Яхве. Храм, построенный Соломоном, превратился
в святилище. Все здесь было золотым: и канделябры, и ритуальные одежды,
и даже цветы на алтаре. Богатой резьбой были украшены каменные стены.
В 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иерусалим
и разрушил храм Соломона, а жителей отправил в плен на далекие берега Евфрата.
Когда персы разгромили Вавилон, царь Кир не только вернул евреев на родину,
но в порыве благородства повелел возвести в Иерусалиме храм. Было приказано
вернуть даже золотую и серебряную утварь и другие ценности, взятые Навуходоносором.
Но среди возвращенных предметов Ковчега завета не оказалось. Предполагается,
что он был увезен в Эфиопию сыном царя Соломона и царицы Савской.
На пороге новой эры Иерусалимом правил царь Ирод. Он много строил, и
одним из первых сооружений стал храм на горе Мориа. Прежде чем возвести
новый храм, Ирод должен был разрушить старый, не вызвав возмущения народа.
Ирод нашел решение задачи: он собрал тысячу священнослужителей, обученных
строительному делу, которые по камню разобрали древний храм и в то же время
начали строить новый с помощью 18 тыс. обыкновенных каменщиков. Возведение
этого храма началось в 20 г. до н. э. и длилось 83 года. Построенный Иродом
храм просуществовал всего шесть лет. Сын римского императора Веспасиана
и сам будущий император Тит в 70 г. вошел в Иерусалим и приказал разрушить
город и святыни иудеев. Сегодня о бывшем великолепном сооружении царя Ирода
напоминают остатки стены, известной как Стена плача. Она стала для еврейского
народа местом молитвы и плача о разрушенном Храме, символе надежды на избавление.
Сюда стекаются паломники со всех концов света.
После взятия Иерусалима в 638 г. халифом Омаром на священной горе Мориа
была построена мечеть Куббат ас-Сахра, известная как мечеть Омара. Через
четыреста лет крестоносцы превратили мечеть в церковь, водрузили на скале
алтарь, у входа — фигуру Христа, а над куполом — золотой крест. Однако
султан Салах-ад-Дин, захвативший Иерусалим и разгромивший крестоносцев
в 1187 г., вернул мечети ее первоначальный вид: золотая статуя Христа была
выброшена, христианский крест на куполе был заменен полумесяцем.
Мечеть Омара ныне является не только третьей по значимости святыней
ислама, но и одним из самых величественных архитектурных памятников Ближнего
Востока. Она имеет форму восьмиугольника. Наружные стены выложены голубыми
изразцами. Мечеть увенчана куполом, который является одной из главных архитектурных
доминант Иерусалима. Главная реликвия Куббат ас-Сахра — священная скала
в центре мечети, окруженная деревянной и металлической решетками; с этой
скалы, по мусульманскому преданию, вознесся на небо пророк Мухаммед.
Стоящая напротив мечеть Аль-Акса увековечивает памятное событие из жизни
Мухаммеда. Согласно кораническому тексту, в ночь 27 дня месяца раджаба
пророк Мухаммед был разбужен ангелом Джебраилом и на крылатом коне совершил
путешествие из Мекки в Иерусалим. Прежде чем вознестись на небеса, он сотворил
молитву и положил руку на скалу. Когда же он поднялся, то скала поднялась
следом за ним, но по жесту Мухаммеда вновь опустилась. С тех пор под скалой
образовалась пещера, а над этой пещерой была построена мечеть. Под скалой,
в память об этом движении скалы, всегда горит огонь. Мухаммед по лестнице,
спускавшейся с каждого из семи небесных сводов, поднялся к престолу Аллаха
и беседовал с ним.
Мусульмане ежегодно отмечают день вознесения пророка праздником Ид аль-мирадж.
Гора Сион — еще одно священное место Иерусалима. Здесь, по преданию,
находится могила царя Давида, служащая местом паломничества. Гробница Давида
находится вне границ Иерусалима его времени и, по мнению многих историков,
не является достоверным местом захоронения прославленного царя Израиля.
Но многовековые народные предания настаивают на том, что именно здесь был
похоронен царь Давид. По сей день можно увидеть молящихся у гробницы евреев.
Здание, в котором находится усыпальница Давида, увенчано минаретом, так
как христианский храм, стоявший здесь, был обращен турками в мечеть Неби
Дауд (пророка Давида) в XVI в. На первом этаже стоит огромный каменный
саркофаг, накрытый бархатным покрывалом. На втором этаже находится святыня
христианского мира — Трапезная, где происходила знаменитая Тайная вечеря.
Рядом Музей истребления, посвященный памяти 6 млн погибших во время
Второй мировой войны евреев Европы. В одной из комнат горит Вечный огонь.
Вдоль стен установлены мраморные плиты в память об уничтоженных в Европе
еврейских общинах.
Христианские святые места включают, помимо Трапезной, церковь Успения,
построенную на месте Успения Богородицы; у Сионских ворот находится армянская
церковь св. Спасителя — там, где стоял дом первосвященника Канаффы, в котором
находился в заточении Иисус.
У южной оконечности Старого города находится Силоамская купель. Вода
в нее поступает из родника Тихон, упоминаемого в Библии в качестве одной
их четырех рек, вытекающих из реки Эдемского Сада (Рая).
К югу от купели расположена долина Ге-Хинном. Она несколько раз упоминается
в Библии. Позднее слово «гехинном» (русское «геенна») стало означать ад.
В долине находится Поле крови (Хакел-Дама), где повесился предавший Христа
Иуда Искариот.
Напротив восточной стены Старого города за долиной Кедрона возвышается
Масличная (Елеонская) гора, неоднократно упоминаемая в Евангелии. Согласно
Библии, у подножия горы начнется воскресение мертвых, здесь Бог будет вершить
свой суд над народами. Поэтому уже в древности западный склон горы стал
использоваться для захоронений. В настоящее время здесь находится большое
еврейское кладбище.
На Елеонской горе есть несколько христианских святынь: часовня Вознесения,
русский Вознесенский монастырь, церкви Патер Ностер и Доминус Флевит. У
подножия горы расположен Гефсиманский сад с восемью древними масличными
деревьями, где Иисус провел последние часы перед тем, как был схвачен.
Здесь на пожертвования из 14 стран сооружена католическая церковь Всех
народов (или Базилика Страстей) с 14 куполами. Церковь гробницы Богоматери
возведена над пещерой с могилой Девы Марии, откуда она была взята на небо.
Русская церковь Марии Магдалины построена Александром III в 1888 г. в память
о его почившей матери, императрице Марии Федоровне.
К югу от Старого города расположен холм, называемый арабами Джабал ал-Мукаббар,
откуда открывается великолепный вид на Старый город. В юго-западной части
города, возле отеля «Холилэнд», находится модель Иерусалима времен царя
Ирода, выполненная в масштабе 1:50.
Современный Иерусалим поднялся вокруг Старого города. Новые кварталы
раскинулись по прилегающим к древним стенам холмам и долинам. Это большой
современный город со всеми присущими такому городу чертами. Поднялись жилые
массивы, прекрасно оборудованные гостиницы, созданы изолированные от жилых
районов промышленные зоны, разбиты парки, построены многие синагоги, церкви,
мечети.
Неподалеку от стен Старого города берет начало главная улица — Яффо.
Вокруг Яффо концентрируется торговый и деловой центр Иерусалима. Обращает
на себя внимание серое здание крупнейшего концертного зала Иерусалима —
Биньянэй а'Ума (Дворец Нации), вмещающего более 3 тыс. человек. В этом
зале дает концерты Израильский симфонический оркестр, выступают зарубежные
звезды, проводятся музыкальные фестивали, конгрессы, устраиваются ярмарки.
Здание кнессета (парламента) поражает своей простотой, стройностью и
легкостью архитектурных форм. Интерьер выдержан в строгом стиле. Большой
холл, примыкающий к залу заседаний, украшен грандиозным красочным гобеленом,
выполненным по рисунку Марка Шагала. У здания кнессета высится гигантская
бронзовая менора — символ еврейского государства. Менора — это светильник
в форме семисвечни-ка, который освещал храм Соломона и олицетворял собой
сотворение мира за семь дней. Менору украшают барельефы на темы еврейской
истории.
Иерусалимский университетский городок — кампус Гиват Рам — крупнейший
в стране. В нем учится более 16 тыс. студентов из Израиля и других стран.
На территории кампуса находится оборудованная по последнему слову техники
Национальная библиотека.
Рядом с университетским городком Гиват Рам находится Национальный музей
Израиля. Музей представляет собой комплекс зданий современной архитектуры
(архитектор А. Мансель). Здания музея расположены на разных уровнях и соединены
стеклянными галереями. Они окружены прекрасным парком, спускающимся террасами
по склонам холма. По всей территории парка стоят скульптуры Родена, Майоля,
Жака Липшица, Генри Мура. Музей молодой, но в его экспозиции представлены
картины Ван Гога, Шагала, Пикассо, Ренуара, есть два пейзажа Левитана,
работа Рембрандта, портрет кисти Модильяни.
В музее расположен храм Книги. В нем хранится величайшее сокровище общечеловеческой
культуры — подлинный свиток Книги пророка Исайи. Здесь же находятся древние
рукописи, известные всему миру как «свитки Мертвого моря». В центре зала
в особом цилиндре из прозрачной пластмассы развернут свиток Книги пророка
Исайи — 8 м драгоценной рукописи.
Здание почти целиком находится под землей. Наверху только ослепительно
белый купол своеобразной формы. Разительным контрастом выглядит квадрат
черной базальтовой стены в нескольких шагах от купола. Эта стена— символ
вечной борьбы между сынами Света и сынами Тьмы.
В храме Книги приняты особые меры предосторожности, чтобы защитить бесценные
рукописи от разрушающего действия света, влажности и температурных колебаний.
Предусмотрена даже возможность бомбардировки. В этом случае цилиндр со
свитком Исайи опустится под землю в стальное и герметически закрывающееся
бомбоубежище.
В 7 км от Иерусалима находится город Вифлеем (Бетлехем), где, согласно
библейскому преданию, родился Иисус Христос и куда устремляются все прибывшие
в Иерусалим. Дорога из Иерусалима в Вифлеем вьется среди холмов, покрытых
оливковыми деревьями, и небольших поселений. Отсюда открывается прекрасный
вид на пустыню Иудеи до долины Иерихона, на Мертвое море. Почти на каждом
километре встречаются памятники, связанные с библейскими персонажами.
После Иерусалима Вифлеем считается вторым по значению библейским городом.
Согласно Евангелию, Мария и Иосиф, не найдя приюта на постоялом дворе,
расположились в пещере, которая служила стойлом для скота. Сейчас пещера,
где родился Христос, является величайшей христианской святыней. Над этой
пещерой стоит храм Рождества, построенный византийской императрицей Еленой
в 326 г. По одной из узких лестниц можно спуститься в пещеру, где Дева
Мария родила божественного младенца. В этой пещере площадью 36 м2
в неглубокой нише устроен небольшой алтарь, перед которым горят десятки
свечей. В мраморный пол вмурована серебряная звезда с надписью по-латыни:
«His de Vergine Maria Jesus Christus natus est» («Здесь Девою Марией рожден
Иисус Христос»).